Зачем нужны САПР

 

Главной причиной разработки систем автоматизированного проектирования явилось все возрастающее несоответствие между требованиями сокращения сроков, повышения качества, снижения стоимости проектных работ и старыми методами проектирования.

Существует возможность сокращения сроков проектирования и без всякой автоматизации — за счет повышения стоимости или снижения качества проектных решений. Требование сокращения сроков проектирования вступает в явное противоречие с требованиями повышения качества разработки. В этих условиях принимаемые решения могут оказаться далеко не лучшими, а времени для проведения дополнительных работ уже не будет.

По данным ведущих авиационных и авиадвигателестроительных фирм США, продолжительность разработки самолетов нового типа достигает 13—15 лет (например, самолет вертикального взлета и посадки “Хариер” разрабатывался и доводился около 16 лет, сверхзвуковой самолет “Конкорд”—13—14 лет), продолжительность разработки качественно нового газотурбинного двигателя составляет 6—7 лет. Стоимость разработки новых летательных аппаратов и их двигателей в настоящее время исчисляется миллиардами долларов, а их продажная стоимость колеблется в пределах сотен миллионов долларов.

В последние годы резко возросли требования к качеству изготовления авиационной техники заданных параметров. Если 10 лет назад допускаемые от проекта отклонения по основным показателям составляли 15—20 %, а пять лет назад 10—15 %, то в настоящее время эти отклонения не должны превышать 3—5 %.

Следует также иметь в виду известный среди проектировщиков “принцип морального старения” техники, т. е. при быстром прогрессе науки и техники очень сложно прогнозировать те условия, в которых окажется вновь созданный образец через 5, 10, ..., 15 лет, в связи с чем возникает необходимость вносить значительные коррективы в проект создаваемого изделия, что требует новых значительных затрат средств и времени, а это в свою очередь влияет на себестоимость спроектированного образца. Известны такие случаи, когда моральное старение приводило к тому, что вновь проектируемое изделие так и оставалось плодом фантазии конструктора из-за своей экономической нецелесообразности.

Приведенные примеры, хотя и относятся к одной из передовых областей научно-технического прогресса — авиастроению, где применение САПР просто необходимо, тем не менее отражают общую тенденцию необходимости перехода на новый уровень проектирования, основывающийся на комплексном подходе к этой проблеме под эгидой САПР, в которой вопросы сокращения сроков, повышения качества и снижения стоимости проектируемого изделия решаются взаимосвязано.

При этом САПР должны: 1) сократить сроки разработки изделий благодаря быстрому обмену информационными потоками между подразделениями предприятия, ускорению операций по переработке графической и текстовой информации, механизации процессов выпуска чертежной документации и операций изготовления деталей, оперативному контролю текущего состояния проекта;

2) уменьшить стоимость разработки изделия благодаря снижению затрат на переделки проекта из-за уменьшения концептуальных ошибок, свойственных начальным этапам проектирования, высвобождению для творческой работы специалистов, занятых рутинными операциями по проведению вспомогательных вычислений и обработке графической информации, замене ряда экспериментов, связанных с натурным моделированием на дорогостоящем оборудовании, численным моделированием на ЭВМ;

3) повысить качество проектирования благодаря вариантной разработке проектов, более детальной и глубокой проработке проектно-конструкторских решений, возможности решать оптимизационные проектные задачи, сопровождающиеся комплексным моделированием на ЭВМ поведения объекта во внешней среде, вооружить конструктора новыми методами и техническими средствами, позволяющими расширять диапазон его возможностей в принятии принципиально новых технических решений.

Не следует думать, будто САПР призваны заменить конструктора в проектировании. С самого начала САПР создается для пользователей и вместе с пользователями. Она представляется как совокупность определенным образом организованных подсистем, которые могут быть пользователями освоены, модифицированы, использованы. САПР предъявляет более высокие требования к квалификации проектировщиков, создает условия для облегчения их труда, заменяя так называемые рутинные работы подлинно творческими процессами.

Не ошибемся, если скажем, что дальнейший прогресс в области решения научных и технических проблем у нас в стране и за рубежом в значительной мере зависит от уровня развития САПР, а также подготовленности инженерно-технического персонала к переходу на новый уровень проектирования.

 

 

Для перехода назад, оцените статью!

 Ник:

 

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rating All.BY Белорусский каталог BelResource
Каталог+поисковая система Белорусский рейтинг дзед ТАЛАШ - першы беларускi партал & каталёг
Хостинг от uCoz